Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает мир, осваивает различные виды деятельности и выстраивает отношения с другими людьми, дает ребенку свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия.
Создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения, в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного специального (коррекционного) образования. Коррекционная работа с детьми со сложными (комплексными) нарушениями развития должна быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывать зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого.
Часто в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, преобладает гиперопека, то есть неправильное изнеживающее воспитание, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, родители чрезмерно заботятся о своем ребенке, не позволяют ему самостоятельно выполнять какую-либо работу, все делают за него.
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает обучаться в школе. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками.За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях, ценностях дошкольного образования и путях их реализации. Все это требует от педагога повышения своей педагогической компетенции, умения перестраиваться с учетом современных требований и особенностей развития детей. В помощь педагогам предлагаю словарь терминов.
Детей с ранним детским аутизмом отличает снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Для таких детей типичны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, интонацией.
Рабочая программа учителя-дефектолога разработана на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для групп компенсирующей направленности (дети с нарушением опорно–двигательного аппарата).