Среда, 15.05.2024, 23:56
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт учителя -дефектолога

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование самостоятельности у детей с ОВЗ

      Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

    «Толковый словарь русского языка». Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.

Что такое самостоятельность?

Часто в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, преобладает гиперопека, то есть неправильное изнеживающее воспитание, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, родители чрезмерно заботятся о своем ребенке, не позволяют ему самостоятельно выполнять какую-либо работу, все делают за него.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает обучаться в школе. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Самостоятельность (у детей раннего возраста)– это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых.

Самостоятельность (для детей более старшего возраста)– это возможность или способность действовать без чьего-либо вмешательства.

Зачем нужно развивать самостоятельность?

Развивая самостоятельность, мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.

Также это очень важный этап взросления. При этом цель развития самостоятельности не только в том, чтоб научить ребенка с ОВЗ самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь достигать своих целей и не бояться совершать ошибки.

 1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого. Однако с развитием детей это воздействие становится все менее и менее открытым. Вынужденный постоянно подчиняться требованиям взрослых, ребенок начинает ориентироваться на них как на определенные нормы поведения. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, т. е. сложившихся стереотипов, отвечающих требованиям старших, может быть воспитана подлинная самостоятельность как ценнейшая черта личности.
Если привычки не сформированы, предоставленная ребенку самостоятельность приводит к стихийному его поведению, полному нарушению общественных требований.

2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия. Поэтому то, что оценивалось как проявление самостоятельности у двух-трехлетних детей (умение аккуратно есть, одеваться без помощи взрослого) уже недостаточно для характеристики того же качества у старших детей.

       Формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

    Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

     Существенную роль в процессе формирования самостоятельности играет способность ребёнка к анализу и самоанализу действий и отношений в совместных делах, умение соотносить свои возможности участия с возможностями товарища. Наличие у детей всех этих показателей позволяет им быстро самоутвердиться в общей деятельности, найти своё место и применить разумно свои способности. Совместная деятельность со сверстниками и соответствующее руководство этим процессом со стороны взрослого являются важными условиями развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.

        Самостоятельность формируется как нравственно-волевое качество. В старшем дошкольном возрасте, она связана с воспитанием у детей способности, управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности. Она предполагает умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах поведения (не подавлять инициативу менее самостоятельных сверстников, учитывать их интересы, проявлять взаимопомощь, делиться с товарищами своими знаниями, научить тому, что умеешь сам). Задача родителей — придать поведению дошкольников нравственный характер и направленность.

Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого человека. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.

       Развитие самостоятельности в самообслуживании преследует цель закрепить и довести до известного автоматизма приобретенные навыки. Умение самостоятельно следить за внешним видом — важная обязанность дошкольника. Свидетельством успешного развития самостоятельности старших дошкольников в самообслуживании является качество выполнения процессов самообслуживания, достаточная быстрота выполнения, умение без напоминания следить за собой, приводить себя в порядок (почистить одежду, пришить пуговицу), умение заметить непорядок во внешнем виде сверстника, указать на него, помочь его устранить. Привычка к самообслуживанию способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности.

     Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.

Характерные черты развитой самостоятельности:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

     Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. И наоборот, воспитание самостоятельности идет успешно, когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.

       Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

 в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности можно отнести дидактические и развивающие игры, которые помогают приобрести уверенность в своих действиях и направляют  их делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной  деятельностях.

1) сначала дети излагают уже изученный материал;

2) затем детям предлагается ответить на вопросы;

3) после этого дети учатся обобщать знания.

К таким дидактическим играм относятся такие упражнения, как «Подбери одежду кукле»,  «Помоги другу выбрать книгу», «Выбери платье для мамы » и т.д. Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить ,чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности: ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно.

Роль воспитателя в данных упражнениях – это контроль правильности выбора  Если ребенок выбрал платье для куклы не учитывая погодные условия или ,например, куда собирается кукла в данном наряде, то воспитатель может ненавязчиво подсказать, оставляя при этом право выбора за самим ребенком.

Самостоятельность мы прививает также в течении всего  дня:

Во время выполнения оздоровительных процедур.

Детям предоставляется выбор вида гимнастических упражнений, оздоровительных ковриков, спортивных игр. Также можно предложить  им самим добавлять какие - то движения, условия игры или игровые методы. Таким образом  пробуждаем не только инициативность, но и  интерес, развиваем фантазию и мышление.

В процессе трудовой деятельности.

Самая обширная область привития самостоятельности - это трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности дети выполняют простые поручения воспитателя без его помощи.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает условия:

стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;

поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;

предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера. Это перестановка кукольного уголка(у девочек) и перепланировка автомобильной парковки (у мальчиков). Девочки с усердием каждый раз обсуждают, куда поставить диванчик и с какой стороны поставить кукольный домик. А мальчики со всей серьезностью думают, как можно построить гараж, чтобы в него вместились еще несколько машин. В процессе обсуждений, естественно, возникают споры. Каждый хочет, притворить свою идею. Одновременно учась улаживать конфликтные ситуации и спорные моменты, дети  приобретают бесценный опыт в самостоятельном  выборе  компромисса.

В процессе совместной деятельности детей с воспитателем.

Во время совместной деятельности мы стараемся максимально дать свободу выбора детям различных средств или предметов, с которыми работаем   в это время. Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность. Перед театрализованной постановкой совместно с детьми изготавливаем атрибуты для спектакля. Дети самостоятельно, хоть и под руководством воспитателя, изготавливают отдельные части тел или же одежды героев, самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления.

В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

развиваем умение сотрудничать;

развиваем умение активно слушать;

развиваем умение самостоятельно высказываться;

развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

Кроме этого, можно создать  игротеку на эту тему, содержащая речевые игры и упражнения, которые преследуют общие цели: развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые и закрытые вопросы; развивать речевое творчество, умение перевоплощаться; умение выделять основную идею сказанного, подводить итог, развивать мысли собеседника, развивать умение правильно перерабатывать информацию.

5. В процессе занятий.

В ежедневных разработках занятий  мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки , аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые  существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:

1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить дать ему новые. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы было поменять фломастеры,  в ответ и высказываю сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относится к ним  бережно и самое главное, понимание, что за каждое действие приходится отвечать.

2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться  принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки , будет более понятна ребенку.

3. Объем и содержание обязанностей  сформулировать максимально конкретно. Например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».

4.  Объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые  тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

5. Если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко,  рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли заняться с остальными детьми лепкой животного ,рисованием самолета и т.д.. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я тоже с вами?»

В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.  Всячески поощрять любую инициативу ребенка, направлять его и поддерживать, стимулировать на действия. Например, сделать цветы из цветной бумаги, нарисовать их, вырастить своими руками, помочь воспитателю ухаживать за цветами. Только так ребенок усвоит одно из главных правил самостоятельного поведения: его действия должны завершаться таким результатом, который не нарушит принятых правил.

     Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые  часто пресекают попытки детей выполнить какое либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

Взрослые обычно полагают, что ребенок должен выполнять то или иное действие самостоятельно. Именно эту мысль они пытаются донести до своего чада и, в результате, сталкиваются с непониманием.

Во-первых, ребенок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания  взрослых. Ему важно знать зачем, то есть, с какой целью, он выполняет ту или иную просьбу. Мы стараемся четко объяснять исходный результат данного поручения.

Во-вторых, ребенку  необходимо четко представлять себе алгоритм действий: как и что именно нужно делать.

В-третьих, ребенку следует объяснить, почему он должен отрываться от игры и переключаться на скучное занятие, предложенное взрослым. Допустим, утверждение воспитателя , что она устала, и не может застилать за него  кровать, выглядит неубедительным, поскольку каждый раз после подъема   она весьма резво разворачивает покрывало.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

    Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного.В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна . Роль воспитателя – стимуляция  действий , доводящих  до конца начатого дела.   Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Развитие самостоятельности

Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения). В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий. Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответственность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется, если взрослые создают для этого условия. Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

 • учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

 • находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;

• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;

• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений. С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регулярно создавать ситуации, в которых дошкольники учатся:

 • при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;

• совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);

 • предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);

 • планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;

• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде. Важно, чтобы все утренники и праздники создавались с учетом детской инициативы и включали импровизации и презентации детских произведений. Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: педагог19 (10.03.2016)
Просмотров: 7490 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz