Среда, 15.05.2024, 10:56
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт учителя -дефектолога

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особые образовательные потребности детей с РАС

Особые образовательные потребности детей с РАС

         Детей с ранним детским аутизмом отличает снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию.  Для таких детей типичны трудности  установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояния других людей,  связи происходящих событий,  в построении целостной картины мира, присутствует фрагментарность в восприятии и понимании происходящего. Характерна стереотипность в поведении, связанная со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, страх перед ними, поглощённость однообразными - стереотипными действиями. Игра аутичного ребенка сводится обычно к манипуляциям с предметами,  чаще всего отсутствуют даже зачатки сюжетной игры. Такие дети плохо могут организовать себя, у них слабо развита функция регуляции и контроля поведения, при  повышении активности они легко срываются в генерализованное возбуждение.  Характерна так же особая задержка и нарушение развития речи, особенно её коммуникативной функции. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и,  прежде всего, это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации образовательной деятельности детей с РАС. Для детей с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение его тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации. 

К особым образовательным потребностям детей с нарушениями аутистического спектра (по О. С. Никольской) относятся потребности:

• в периоде индивидуализированной подготовки к обучению;

• в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;

• в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа группы с индивидуальным;

• в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;

• в дозировании введения в жизнь ребенка новизны и трудностей;

• в дозированной подаче новой информации с учетом темпа и работоспособности ребенка;

• в четком соблюдении режима дня, представленного в виде символов

и пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде;

• в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым;

• в создании адаптированной образовательной программы;

• в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;

• в проведении индивидуальных занятий

• в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально-бытовых навыков;

• в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и детьми;

• в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательной организации и с родителями нормально развивающихся детей;

• в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательной организации.

 

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Режим дня  выполняется  на  протяжении  всего  периода  воспитания  детей  в  группе,  сохраняя  последовательность,  постоянство  и  постепенность. 

Индивидуальная программа развития

Для ребенка с аутизмом…….      

Коррекционная задача

 

    Метод, приём, методика

Формирование учебного стереотипа и произвольности деятельности

Работа по расписанию наглядного плана, работа за столом

      Растормаживание речевой функции

В игровой форме провокация эхолалии

Развитие импрессивной стороны речи

 

 

Работа над пониманием инструкций, обогащение пассивного словаря, проговаривание совершаемых действий, игровые методики

Развитие коммуникативных навыков

Формирование и закрепление указательного жеста, побуждение к речевой просьбе. Введение невербальной коммуникации

      Сенсорное развитие

    Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия. Сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)

Развитие психомоторики и

зрительно-моторной

координации

Методы двигательной коррекции, манипуляция мелкими предметами, психогимнастика, графическая деятельность, лепка

Формирование   интереса к предметно-игровым действиям с игрушками и предметами из ближайшего окружения

Манипуляции игрушками, предметами, совершая простые игровые действия. Одновременно комментируя свои действия и действия ребенка.

На первом этапе работы отрабатывать реакции оживления и слежения, формировать зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивать тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатывать связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. Формировать представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. В дальнейшем поэтапное усложнение деятельности и увеличения предлагаемого объема навыков и знаний. Задания предлагаются в наглядной форме, с простыми, повторяющимися несколько раз, с одной и той же последовательностью инструкциями. Речевые инструкции предъявляются голосом разной громкости и тональности.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: педагог19 (31.01.2016)
Просмотров: 14136 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz