Среда, 15.05.2024, 08:05
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт учителя -дефектолога

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Стимулирование игрового интереса как условие социального развития ребенка с ОВЗ

     ИНТЕРЕС — (от лат. interest имеет значение, важно), стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.  Носит избирательный  характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора.

     Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает мир, осваивает различные виды деятельности и выстраивает отношения с другими людьми.
   Для ребенка с сохранным интеллектом  непосредственным толчком к началу игры могут быть игровое действие педагога,  совет  взрослого,  окружающий его мир, жизнь и дея¬тельность взрослых и сверстников,  сильные  впечатление ребенка (например, медицинский осмотр в дошкольном учреждении), игрушка, попавшая под руку, в более старшем возрасте  -    создания интересной воображаемой  игровой ситуации, как педагогом,  так и другими творчески активными детьми, необычная игрушка и др.
   Игра сама по себе универсальный стимулятор. Главное, в поддержании игрового интереса – создание условий  для  свободной  игры;  педагогу косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей), проявлять творческий подход,  наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре, при необходимости,  заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Изготовление игровых пособий. Чтение художественной литературы, рассказы взрослых.
 Постоянное  обогащение  представлений  об окружающем и создании условий для игровой деятельности   формирует  к 7 годам  умение у детей  самостоятельно организовывать разнообразные  сюжетно-ролевые   игры..
    Но в нашем саду есть и другая категория детей - (ДЦП, ЗПР,  РАС) у которых становление игры  подчиняется общим закономерностям развития, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей.  И  к 7 годам игра может оставаться  на уровне развития младшего дошкольного возраста и часто  не выполняет полностью функцию ведущей деятельности (Е. А. Стребелева, О. С. Соколова, Л. И. Плаксина), поэтому особое внимание должно быть уделено коррекционной  работе   по  формированию игровой деятельности детей, как основы социального развития ребенка. 
Для развития игровой деятельности необходимы определенные условия :
 Место (групповое помещение, другие помещения ДОУ,  участок ).Дети должны свободно передвигаться, общаться, помогать друг другу, располагать игрушки в разных направлениях.
Время. Специально отведенное в режиме дня. Во всех видах деятельности в течение дня.  Во всех формах организации деятельности детей в течение дня 
Руководство игровой деятельностью (чем младше  ребенок  или   сложнее диагноз,  тем большую роль играет взрослый). Обучение игре проводиться  фронтально, подгруппами  детей и индивидуально. Выбор методов и приемов зависит от индивидуальных особенностей детей, уровня  овладения игровой деятельностью.
    Для  стимулирования игрового интереса детей с ОВЗ важна  эмоциональная сторона организации игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Необходимо доброжелательность взрослого благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиться положительного результата.
1-ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.
2-ой этап - формирование специфических игровых действий:
- Совместно с взрослым: «взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка, кормит куклу».
- По подражанию «корми как я».
- Самостоятельно.
- учить переносить действия усвоенные с помощью взрослого с одного предмета – игрушки, на другой (кормить не только куклу, но и мишку, собаку и др.).
- Обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций (покормить куклу, уложить спать).
          Важным  условием    для стимуляции развития  игровой деятельности ребенка с ОВЗ.  является наличие разнообразных впечатлений, перед демонстрацией действий с некоторыми игрушками, предметами целесообразно проводить наблюдение за трудом взрослых,  за животными, птицами, их повадками, отношением к ним людей. Для поддержания интереса и внимания взрослый стимулирует детей к имитационным действиям. Наблюдение за играми других детей. 
3-ий этап: - обучение планированию игры.
Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно  больше привлечь детей  к обсуждению плана игры,  вместе формируют цель игрового действия,  разрабатывают  содержание ролевых действий, при необходимости педагог   производит обучение детей приемам реализации игрового замысла.
«Кукла Катя заболела»
4-ый этап: - формирование способности создавать воображаемую ситуацию. Педагогу важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей (что на что похоже?). Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и т.д. Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве заместителя реального действенного лица (как мама  или как повар).  
На этом этапе эффективно  использовать  игры драматизации, в которых дети играют несложные роли.
       Одним из условий формирование игрового интереса является распределение ролей, педагог стремиться удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывание ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Именно это является дополнительным мотивом , который привлекает ребенка к ролевой игре, так как дает возможность проявить через роль личные качества. Кроме того, перспектива получения желаемой роли – это стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть любую  роль, в том числе и «рядовую».
Обогащение  игровой среды. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
     Она подробно представлена в программах ДОУ. Среда должна давать возможность играть в самые разнообразные игры как по виду(с-р, театрализованные, дидактические,), так и по содержанию («Семья», «Магазин» и др.)(мл. и ср. возраста целесообразно использовать натуральные предметы(пластмассовая, деревянная  посуда, фартуки, прихватки, салфетки), образные игрушки(куклы –голыши, куклы с набором одежды, животные, машины и т.д. в старшем возрасте предметы заместители(палочки, тряпочки, кубики и т.д).
     В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость  предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Категория: Мои статьи | Добавил: педагог19 (26.10.2016)
Просмотров: 1459 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz