Воскресенье, 19.05.2024, 08:21
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт учителя -дефектолога

Категории раздела
Для педагогв [17]
Здесь можно найти интересные заметки, опыт работы, рекомендации необходимые для работы и многое другое.
Для родителей [14]
Может быть интересна для родителей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2019 » Декабрь » 1 » Учитель – дефектолог в детском саду
15:16
Учитель – дефектолог в детском саду
В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Такую помощь оказывает учитель - дефектолог.
Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.
Дефектолог – понятие достаточно широкое. Дефектологи занимаются разработкой эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка.
Согласно современным представлениям, дети с нарушениями развития (с отклонениями в развитии, с проблемами в развитии, с ограниченными возможностями, с особыми образовательными потребностями) – это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения центральной нервной системы, органов сенсорного восприятия или опорно-двигательного аппарата имеются отклонения от нормального психофизического развития.
В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития:
- с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);
- с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с задержкой психического развития;
- умственно отсталые;
- с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- с нарушениями поведения;
- со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.
Общие закономерности аномального развития были систематизированы и обобщены в трудах Т. А. Власовой и В.И. Лубовского. Выделяют следующие закономерности отклоняющегося развития:
 снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации,
 замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности,
 риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
Дети, имеющие нарушения развития, воспитываются и обучаются в специальных дошкольных учреждениях, где под воздействием специально организованного обучения и лечебных мероприятий осуществляется преодоление, коррекция и компенсация имеющихся у них нарушений физического и умственного развития. Изучая сущность процессов компенсации, Л.С. Выготский пришел к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: с одной стороны, происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с органическим дефектом, с другой — возникают компенсаторные механизмы. Исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов, а в зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.
Чем раньше начинается коррекция, тем благоприятнее прогноз.
Специфические принципы коррекционно-педагогической деятельности:
- Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач;
– единства диагностики и коррекции;
– учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
– деятельностный принцип коррекции;
– комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
-Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Функции дефектолога в детском саду:
• Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка, определяет актуальный уровень развития ребёнка и «зону ближайшего развития».
• Изучает медицинские документы, анализирует особенности развития ребенка до поступления в ДОУ.
• Составляет индивидуальный образовательный маршрут, определяет компенсаторные возможности, потенциальные возможности развития ребенка.
• Осуществляет выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
• Проводит подгрупповую и индивидуально - коррекционную работу;
Каждое занятие, которое проводит учитель - дефектолог в детском саду, представляет собой комплексное мероприятие с использованием современного игрового оборудования, инновационных технологий, разнообразных методов и приёмов.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- формирование высших психических функций;
- нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря;
- развитие мелкой моторики
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Без возможности воспитываться и обучаться по специальной системе, а также при несвоевременном оказании помощи, развитию ребенка с ограниченными возможностями наносится серьезный вред, который чреват торможением процессов развития и другими осложнениями.
Литература:
Дефектология. Специальная педагогика и психология. Курс лекций. В.Глухов) – МПГУ, 2018.
Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М., 2001.
Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2008.
Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.
Словарь-справочник по специальной педагогике / Сост. М. И. Никитина, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов и др.-М., 2004
Категория: Для родителей | Просмотров: 297 | Добавил: педагог19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz