Жить будем дружно, без проблем!
Под солнцем места хватит всем!
Наш детский сад посещают дети с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата. В одной группе соседствуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки, поэтому мы считаем необходимым формирование толерантности у детей дошкольного возраста. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться с раннего возраста. Детский сад является первой ступенью становления межличностных отношений, именно здесь закладываются основы поведения человека в обществе. У детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разного этнического происхождения.Перед педагогом стоит непростая задача: как в интересной форме рассказать детям о разных народах и их культуре. Для этого в детском саду созданы все условия для формирования умения видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям. Мы формируем у детей основы толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры, межличностного взаимодействия. Через разные виды детской деятельности закрепляем нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения. Ребенок должен понять, что он является частью многонационального народа, частью огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Основным богатством нашей страны, республики и города являются люди, где в настоящее время насчитывается более 40 национальностей.
В детском саду созданы комфортные условия для разнообразной детской деятельности с включением мультикультурного компонента, оборудована современная развивающая предметная среда с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста, способствующая формированию доброжелательного и уважительного отношения детей к представителям разных народов. Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, мы задействуем большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Программные материалы сгруппированы по следующим направлениям:
1. «Мы разные, но мы вместе». Включает проведение праздников, и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира. Постоянно проводим как русские народные праздники «Масленица, «Рождество», «Новый год», так и хакасские праздники «Таан-той» (Встреча птиц), «Чыл пазы» (Хакасский новый год), «Чир – Ине» (День Матери-земли), «Хуртуях»- (День почитания пожилых людей). Знакомим детей с праздниками народов Востока и мусульманских стран. Приглашаем родителей этих национальностей, которые рассказывают о своих традициях, обычаях, демонстрируют свои национальные костюмы.
2. «Театральный калейдоскоп». Включает театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.
3. «Источник дружбы». Включает сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
4. Подвижные и дидактические игры разных народов. Совместно с инструктором по физическому воспитанию разучиваем русские игры («У медведя во бору», «Пятнашки», «Кот и мыши», «Горелки», «Лапта», «Жмурки» и др.) и хакасские народные игры («Косой дождь», «Перескаки», «Застукалка», «Мирке», «Перетяни палку», Паг Тудызах» («Держание веревки»),« Орын Палазах» («Займи место»), «Наездники», «Метпечек»(«Жмурки») и др.)
5. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». В группах с помощью родителей созданы макеты «Русская горница» и « Хакасская юрта». Оформлены альбомы «Моя семья», «Достопримечательности города Абакана и республики Хакасия», «Орнаменты народов мира», «Декоративно – прикладное искусство», «Хакасская национальная одежда», «Русская национальная одежда» и др. Проводим выставки детского творчества (сотворчества детей и родителей) « Мой край любимый!», « Я люблю свой город». Сделан подбор литературы, знакомящей детей с фольклором хакасского и русского народов.
Всем очень запомнился праздник « Дружба народов», где дети и родители наряжались в свои национальные костюмы, исполняли танцы, песни своего народа, в конце угощали своими национальными блюдами. Это был настоящий праздник дружбы, родители с удовольствием показали свои таланты, национальные костюмы, даже для педагогов было много интересного, удивительного, и необычного, а у детей была радость и гордость за своих родителей, свой народ. В конце был проведен хоровод «Дружбы», что еще теснее сплотило детей, родителей и педагогов. В самостоятельной деятельности дошкольники еще долго рисовали этот праздник и делились впечатлениями.
Ежегодно вместе с детьми, в марте, отмечаем хакасский праздник «Чыл Пазы», который связан с наступлением весны (день весеннего равноденствия) и отмечается, как праздник Нового года. Дети на празднике узнают о традициях хакасского народа, о священном дереве – берёзе, о том, как издавна ей поклоняются хакасы, о чем просят, как завязывают на берёзу Чалами, слушают звуки Чатхана, хакасские песни. Дети в национальных костюмах исполняют хакасские танцы. Затем педагоги вместе с детьми на улице привязывают к березе разноцветные ленточки и кормят огонь. В конце праздника дети пробуют национальное блюдо «Талган». Впечатлений от такого праздника хватает надолго. Дети с удовольствием рассказывают о нем своим друзьям, педагогам, родителям. Такие праздники способствуют воспитанию уважительного отношения к сверстникам, взрослым разных национальностей, национальным традициям и обычаям народа.
Знакомясь с «Малой Родиной», ее достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. У наших детей постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его.
В нашем детском саду прошло развлечение «Хакасские просторы». Данное мероприятие проведено в рамках реализации проекта «Люби и уважай свой край родной», основной целью которого является формирование любви и ответственности к природе и жителям Хакасии.
В течение года проводятся проекты разной продолжительности: неделя вежливости, день прав ребенка, неделя доброты и дружбы, неделя игр народов мира, день толерантности и т.д.
Итогом реализации каждого проекта является комплексное занятие, проведение праздника, развлечения, либо создание мини – спектакля.Работа по воспитанию толерантности не заканчивается в детском саду, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотовыставку о праздниках. В процессе такой работы дети становятся дружнее, а их разговоры содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых. Дети больше узнают о Родине, традициях и обычаях разных народов, при этом работа построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.
В результате, постепенно расширяются представления детей о достопримечательностях родного города, государственных и народных праздниках, самобытности культуры других народов, формируется уважение к людям и гордость за свою Родину, появляются основы толератности. Таким образом, чтобы воспитать в человеке внутреннюю красоту, культуру, надо воспитать в нём уважение к культуре другого народа.
Библиографический список:
- Балгазина А.Н. Моя Хакасия. – Абакан, 2001.
- БутанаевВ. Я. «Традиционная культура и быт хакасов»- Абакан: Хакасское кн. издательство 1996г.
- 3.Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А. Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. – Абакан: издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1999.
- 4.“Волшебный кристалл” (игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
- Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.
- Макарова Т.В..Ларионова Г.В“ Толерантность и правовая культура дошкольников”
- Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
- Хакасские народные сказки - Абакан.1986г.
|