Вторник, 14.05.2024, 10:26
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт учителя -дефектолога

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с ОВЗ

                                                                                                                  Жить будем дружно, без проблем!

Под солнцем места хватит всем!

       Наш детский  сад посещают дети с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата. В одной группе соседствуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки, поэтому мы считаем необходимым формирование толерантности у детей дошкольного возраста.   Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться с раннего возраста. Детский сад является первой ступенью становления межличностных отношений,  именно здесь закладываются основы поведения человека в обществе. У детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разного этнического происхождения.Перед педагогом стоит непростая задача: как в интересной форме рассказать детям о разных народах и их культуре. Для  этого в детском саду созданы все условия для формирования  умения видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.  Мы формируем  у детей основы толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры, межличностного взаимодействия. Через разные виды детской деятельности  закрепляем нравственные представления, навыки  социально приемлемого поведения. Ребенок должен понять, что он является частью многонационального народа, частью огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры.  Основным богатством нашей страны, республики и города являются люди, где в настоящее время насчитывается более 40 национальностей.

      В детском саду созданы комфортные условия для разнообразной детской деятельности с включением мультикультурного компонента, оборудована современная развивающая предметная среда с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста, способствующая формированию доброжелательного и уважительного отношения детей к представителям разных народов.  Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, мы задействуем большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

      Программные материалы сгруппированы по следующим направлениям:

 1. «Мы разные, но мы вместе». Включает проведение праздников, и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира. Постоянно проводим  как русские народные праздники  «Масленица, «Рождество», «Новый год», так и хакасские праздники «Таан-той» (Встреча птиц), «Чыл пазы» (Хакасский новый год), «Чир – Ине» (День Матери-земли), «Хуртуях»- (День почитания пожилых людей).  Знакомим детей с праздниками  народов Востока и мусульманских стран.  Приглашаем родителей этих национальностей, которые рассказывают о своих традициях, обычаях, демонстрируют свои национальные костюмы.

2. «Театральный калейдоскоп». Включает театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.

3. «Источник дружбы». Включает сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

4. Подвижные и дидактические игры разных народов. Совместно с инструктором по физическому воспитанию разучиваем русские  игры («У медведя во бору», «Пятнашки», «Кот и мыши», «Горелки», «Лапта», «Жмурки» и др.) и хакасские народные игры («Косой дождь», «Перескаки», «Застукалка», «Мирке», «Перетяни палку», Паг Тудызах» («Держание веревки»),« Орын Палазах» («Займи место»), «Наездники», «Метпечек»(«Жмурки») и др.)
5. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». В группах с помощью родителей созданы макеты «Русская горница» и « Хакасская юрта». Оформлены альбомы «Моя семья», «Достопримечательности  города Абакана и республики Хакасия», «Орнаменты народов мира», «Декоративно – прикладное искусство», «Хакасская национальная одежда», «Русская национальная одежда» и др. Проводим выставки детского творчества (сотворчества детей и родителей) « Мой  край любимый!», « Я люблю свой город». Сделан подбор литературы, знакомящей детей с фольклором хакасского и русского народов.

      Всем очень запомнился праздник « Дружба народов», где дети и родители наряжались в свои национальные костюмы, исполняли танцы, песни своего народа, в конце угощали своими национальными блюдами. Это был настоящий праздник дружбы, родители с удовольствием показали свои таланты, национальные костюмы, даже для педагогов было много интересного, удивительного, и необычного, а у детей была радость и гордость за своих родителей, свой народ. В конце был проведен хоровод «Дружбы», что еще теснее сплотило детей, родителей и педагогов. В самостоятельной деятельности дошкольники еще долго рисовали этот праздник и делились впечатлениями.

     Ежегодно  вместе с детьми, в марте, отмечаем хакасский праздник «Чыл Пазы», который  связан с наступлением весны (день весеннего равноденствия) и отмечается, как праздник Нового года. Дети  на празднике  узнают  о традициях хакасского народа, о священном дереве – берёзе, о том, как издавна ей поклоняются хакасы, о чем просят, как завязывают на берёзу Чалами, слушают звуки Чатхана, хакасские  песни. Дети в национальных костюмах исполняют хакасские танцы. Затем педагоги вместе с детьми на улице привязывают   к  березе разноцветные ленточки и кормят  огонь.  В конце праздника  дети пробуют национальное блюдо «Талган». Впечатлений от такого праздника хватает надолго. Дети с удовольствием рассказывают о нем своим друзьям, педагогам, родителям. Такие праздники способствуют воспитанию уважительного отношения к сверстникам, взрослым разных национальностей, национальным традициям и обычаям народа.

      Знакомясь с «Малой Родиной», ее достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. У наших детей  постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. 

      В нашем детском саду прошло развлечение «Хакасские просторы». Данное мероприятие  проведено в рамках реализации проекта «Люби и уважай свой край родной», основной целью которого является формирование любви и ответственности к природе  и жителям Хакасии.

       В   течение года проводятся  проекты разной продолжительности:  неделя  вежливости, день прав ребенка, неделя доброты и дружбы, неделя игр  народов мира, день  толерантности  и т.д.

      Итогом реализации каждого проекта является комплексное занятие,  проведение праздника, развлечения, либо создание мини – спектакля.Работа по  воспитанию толерантности не заканчивается в детском саду, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотовыставку о праздниках. В процессе такой работы дети становятся дружнее, а их разговоры содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых. Дети больше узнают о Родине, традициях и обычаях разных народов, при этом работа построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.

      В результате, постепенно расширяются представления детей о достопримечательностях родного города, государственных и народных праздниках, самобытности культуры других народов, формируется уважение к людям и гордость за свою Родину, появляются основы толератности. Таким образом, чтобы воспитать в человеке внутреннюю красоту, культуру, надо воспитать в нём уважение к культуре другого народа.

Библиографический список:

  1. Балгазина А.Н. Моя Хакасия. – Абакан, 2001.
  2. БутанаевВ. Я. «Традиционная культура и быт хакасов»- Абакан: Хакасское кн. издательство 1996г.
  3. 3.Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А. Народные праздники  Хакасии.  Учебное пособие. – Абакан: издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1999.
  4. 4.“Волшебный кристалл” (игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.
  5. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
  6. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.
  7. Макарова Т.В..Ларионова Г.В“ Толерантность и правовая культура дошкольников”
  8. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
  9. Хакасские народные сказки - Абакан.1986г.
Категория: Мои статьи | Добавил: педагог19 (19.11.2016)
Просмотров: 761 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz