Вторник, 14.05.2024, 11:54
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт учителя -дефектолога

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Современные технологии в коррекционной работе учителя – дефектолога

Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается. Внастоящее время много детей, у которых наблюдается целая гамма разнообразных и сложных нарушений. Нарушения проявляются в виде двигательных, познавательных, речевых отклонениях, расстройствах эмоционально – волевой сферы, поведения и личности в целом.

Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно – развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка. Необходимость такой работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности, универсальной способности и компенсации нарушенных функций.

Особенности структуры дефекта и необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями, побудила меня к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы. Технологий, которые могли бы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, осуществлять коррекцию нарушенных функций, способствовать улучшению эмоционально-волевой сферы, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей. Создать благоприятные условия, для включения проблемного ребенка в активный познавательный процесс, позволяющие привлечь и удержать внимание детей, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать живой интерес к себе и происходящему.

 Одной из эффективных технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ является куклотерапия, так как успешность развития ребёнка зависит от его эмоционального благополучия. Куклотерапия предполагает комплексное воздействие на детей с помощью кукол, театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций. Выбор куклы и действия с ней, зависят от эмоционального состояния, возможностей детей, темы, коррекционной направленности. Она помогает объединить две центральные линии психического развития детей: познавательного и эмоционального. Используем разные виды кукол. Это куклы из реальной жизни (кукольное семейство), животные, театральные куклы, сенсорные куклы.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для детей с проблемами необходимо стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Поэтому с элементами куклотерапии в коррекционную работу включаю методику М. Монтессори, сенсорные игры Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгиной, дидактические игры А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой.

Для успешной реализации коррекционной работы создана коррекционно – развивающая среда, которая соответствует современным требованиям и помогает включать детей в процесс активного развития и познания мира.

Раз в неделю, мы отправляемся с детьми в увлекательное путешествие по стране Песочных игр. (Песочная терапия). Проводим игры с водой, с сухим бассейном. Для сухого бассейна использую крупу, пуговицы, бумагу, цветные шарики и т.д. Данная серия игр направлена на творческое самовыражение ребенка, ослабления негативных эмоций. Способствует развитию и коррекции тактильно кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, обогащению сенсорного опыта, развитию познавательной активностью и интереса.

С детьми, имеющими менее выраженные нарушения в развитии, включаю элементы кинезитерапии. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное, левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Межполушарное взаимодействие, развиваю при помощи комплекса специальных упражнений. Развивая моторику, создаю предпосылки для становления многих психических процессов. Учеными доказано влияния манипуляций рук на функции нервной высшей деятельности, развитие речи. Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Деятельность гармонизирует работу головного мозга, расширяют границы его возможностей. Это простые упражнения, которые выполняются на различных этапах занятия, или как отдельные упражнения в разных видах деятельности. Могут выполняться в любое время, и сочетаться с дыхательными, артикуляционными и глазодвигательными упражнениями.

Особо хочется остановиться на музыкальном оформлении занятий. Использую для развития и обогащения слухового восприятия, активизации зрительных образов, для нормализации физического и психического состояния ребенка, в момент релаксации. Используем музыку, передающую картины природы в аудиозаписи: « Звуки леса», «Морской прибой» и т. д. Классические музыкальные произведения. П.И. Чайковский «Времена года», «Осенняя песня», Л.В. Бетховен «Лунная соната», Баха, Штрауса и т. д.

Подбор музыкальных произведений осуществляется совместно с музыкальным руководителем.

Использование данных технологий в коррекционной работе, позволило повысить эффективность коррекционно – образовательного процесса и создать благоприятные  условия для развития ребенка.

Категория: Мои статьи | Добавил: педагог19 (03.06.2018)
Просмотров: 2978 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz