Понедельник, 29.04.2024, 01:26
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт учителя -дефектолога

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие умения классифицировать предметы у детей дошкольного возраста
Умение классифицировать изучаемые предметы и явления относится к логическим и является сложным умением, которое включает анализ сравнение, обобщение, выделение главного. При классификации производится распределение предметов на группы.
На начальном этапе освоение дошкольниками свойств предметов происходит через чувственное познание. Для освоения операций классификации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь выступает операция сравнения. Сравнение – один из основных логических приемов познания внешнего мира, познания любого предмета. Сравнение дает возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить сходство и отличие.
Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребенка. Так Ж. Пиаже считал, что уровень сформированности операций классификации является центральным показателем интеллектуального развития ребенка.
В работе Л.Ф. Тихомировой выделены составляющие умения классифицировать:
- умение выделять свойства и признаки объектов;
- умение объединять объекты в группы на основе общего признака;
- умение определять, к какой из групп принадлежит изучаемый объект;
- умение выделять объект, не принадлежащий к данной группе по какому-либо признаку;
- умение формулировать основание классификации объектов;
- умение перегруппировывать объекты в соответствии с изменившимся основанием.
Детям предлагаются игры на классификацию предметов по заданным свойствам: цвету, форме, размеру. В качестве материала можно использовать блоки Дьенеша. В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук).
Чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
По мере освоения детьми умения классифицировать по заданным свойствам детям предлагают более сложные варианты игры - классификацию предметов по самостоятельно выделенным свойствам. В таких играх дети сами определяют основание для классификации и свойства, по которым объединяют предметы в те или иные блоки.
Усложнение игр состоит в переходе от классификации по двум свойствам к классификации по трём свойствам, к выделению закономерностей создания группировок.
На этом этапе используются игры, в которых блоки с заданными свойствами ребёнок отбирает на ощупь, а затем визуально проверяет правильность выполнения задания, например, в игре "Чудесный мешочек" детям предлагается мешочек с набором блоков и две корзинки. Даётся задание типа "Найди и положи в одну корзинку все большие фигуры, в другую все треугольные".
Умение классифицировать – неотъемлемая часть логического мышления. Овладевая этим умением, ребёнок учится упорядочивать объекты и знания о них.
Категория: Мои статьи | Добавил: педагог19 (05.09.2019)
Просмотров: 2761 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz