Образовательный стандарт определяет содержание всего образовательного процесса, поддерживает разнообразие детства, направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования (чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки).
Различные формы контроля уровня подготовки воспитанников составляются также с учетом требований стандарта образования.
Согласно п. 4.3 Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Ситуация (в каком случае можно не проводить диагностику детей, а когда это необходимо). (Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития т.е. диагностика позволяет понять педагогу в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность с детьми, все ли образовательные потребности ребенка удовлетворяет. Обеспечивает ли переход в процессе образования «зоны ближайшего развития» конкретного ребенка в «уровень актуального развития»).
В качестве источников диагностического инструментария мы используем научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. В качестве критериев берем оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка.
(Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития, состояние интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие).
Результаты диагностики используются для решения задач сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей с ОВЗ.
Важно осуществлять мониторинг в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни, самостоятельной (свободной) деятельности детей и в процессе непосредственной образовательной работы.
Фиксацию показателей в диагностических таблицах рекомендуется выражать в словесной (опосредованной) форме: сформирован, не сформирован, находится в стадии формирования. Или определить уровень эффективности педагогических воздействий
При проведении педагогической диагностики необходимо соблюдать два основополагающих принципа:
• не присваивать критериям развития ребенка числовую характеристику;
• не сравнивать индивидуальные достижения воспитанников межу собой.
Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проекта примерной основной образовательной программой дошкольного образования, в частности в программе: «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается. |