Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
В настоящее время актуальным в работе учителя – дефектолога является использование информационных компьютерных технологий. Доступ к разнообразным источникам интернета позволяет эффективно повышать свой образовательный уровень, повышать познавательную активность детей, оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность коррекционно - педагогической работы в целом.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне.
Для детей применение компьютерных технологий позволяет:
• использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
• задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;
• оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков;
• интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.
Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.
Помимо того, обязательным является включение в занятия учителя - дефектолога игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Занятия с использованием компьютера необходимо проводить, при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов):
Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий:
1. Максимальная одноразовая длительность работы:
Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья 15 минут в день
Для детей 6 лет 3 группы здоровья 10 минут в день
Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья 10 минут в день
Для детей 5 лет 3 группы здоровья 7 минут в день
2. В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
3. Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:
- первая половина дня – оптимальна
-вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч.30 мин. до 16 ч. 30 мин., после дневного сна и полдника.
4. Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет – 2 раза в неделю.
5. Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером: вторник, среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый. В первый день недели работоспособность ещё не достигает желаемого уровня ( нарушение режима в выходные). В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.
6. Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое
для прогулок и дневного отдыха.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ:
• Игры для развития общей, мелкой моторики рук.
• Игры для обогащения представлений об окружающем.
• Игры для развития познавательной активности и любознательности.
• Игры для развития когнитивных процессов.
• Игры для формирования зрительно-пространственных, отношений.
• Игры для развития сенсорных представлений.
Организация занятий с использованием ИКТ:
1. Подготовительный этап.
Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных игр и упражнений. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.
2. Основной этап. Решаются поставленные коррекционно – образовательные задачи, отвечающие целям занятия.
3. Заключительный этап. Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребёнком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения
Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры и упражнения, при этом важно учитывать образовательные возможности ребенка, его интересы и склонности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
Постоянно пополняется медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также созданных педагогами нашего учреждения:
- текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);
- табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);
- графическая (графики обследования, диагностический материал);
- звуковая (мелодии без слов, песни, стихи, звуки и звукоподражания);
подобраны звуковые файлы по следующим темам:
• Звуки дома
• Звуки деятельности человека.
• Звуки, которые издают животные, птицы.
• Звуки, которые издают музыкальные инструменты.
- видеоинформация (фильмы и клипы);
- анимация; - картинки; - фотографии;
- слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);
Разработаны авторские презентации, дидактические игры по всем лексическим темам «Времена года», «Цветы», «Космос», «Птицы», «Животные» и др.
По математике «Счет», «Количество», «Дни недели» и др.
Презентации озвучены, включены клипы, сказки, стихи по теме.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность
|