В. А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Все это положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций. Чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее», - утверждал В. А. Сухомлинский.
Л.В.Фомина выявила следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому работу по тренировке пальцев можно раньше.
Задачи обучения и воспитания:
1. Развивать у детей ручную и мелкую моторику пальцев рук.
2. Учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.
3. Развивать у детей зрительно-двигательную коррекцию.
4.Формировать у детей специфические навыки в действиях рук – захват щепотью мелких предметов.
Захват сыпучих и мелких предметов щепотью
Пальчиковая игра «Курочка».
Наша курочка гуляла.
Травку свежую щипала.
И пила водицу
Прямо из корытца.
Пальчиковая игра «Гнездо».
Птичка крылышками машет
И летит в свое гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где взяла она зерно.
Игра «Золушка»: перебор крупы. Постепенно переходить от крупной - фасоль - на более мелкую крупу. Помощник.
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
Игра «Собираем ягоды»: натяните веревку между спинками двух стульев и подвесьте разогнутые скрепки. Скатайте небольшие красные и зеленые шарики из пластилина – вишня и крыжовник. Наколите ягоды на скрепки – веточки и предложите ребенку срывать ягоды по одной тремя пальцами (покажите образец) ведущей рукой, другой рукой нужно придерживать скрепку. Сорванные ягоды ребенок складывает в баночку (постепенно горлышко баночки должно сужаться – развитие более точных движений). Баночку лучше расположить справа от ребенка – приучайте выполнять движения слева на право – подготовка к обучению грамоте.
Игра «Посолим суп»: ребенок берет щепотку песка, манки, соли, пшена и сыпет в кастрюльку с воображаемым супом. Можно посыпать «сахаром» куличи или печенья из песка.
Игра «Посыпаем дорожки»: предложите ребенку посыпать песком (песок, манка, пшено) дорожку на столе шириной 3 – 5 см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорога может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок нужно сыпать так же тремя пальцами, не выходя за края дорожки.
Игра «Собираем грибы в лесу»: разложите на полу кусочки поролона и скажите малышу: «вот тебе корзинка, попробуй собрать все грибы на полянке!» Покажите, как брать кусочки поролона: тремя пальцами ведущей руки. Собранные грибы надо по одному класть в корзину. Захват сыпучих материалов, мелких предметов обеими руками (захват ладонями) переносить в горсти горох, затем песок и только после этого воду.
Потешка «Водичка, водичка»:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, Чтобы зубки белели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок.
Размашистые движения кистей рук на поверхности. Стереть надписи с доски губкой. Протереть пыль с мебели. Вымыть стол после приема пищи.
Нанизывание бусин на шнурок
Бусы Зайка желуди собрал,
Их на нитку нанизал.
Очень маме угодил, -
Он ей бусы подарил. Сначала для нанизывания используется проволока и бусины с крупными отверстиями, затем можно перейти на леску и более мягкие шнурки и бусины с более маленькими отверстиями. При выполнении данных заданий можно закреплять следующие знания: цвет, размер, развивать мышление детей – установление закономерности, последовательности, очередности.
Литература
Учебно-методический комплекс к программе Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» В.С. Сушицкая, Н. А. Андронова Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: ДРОФА, 2001.
ГавринаС. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития», 2000 |