Понедельник, 29.04.2024, 04:17
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт учителя -дефектолога

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Активизация речевой активности, речевого подражания, приемы стимуляции появления первых слов
   Общение рассматривается как важнейшее условие развития личности ребенка, как ведущий вид деятельности человека, которая направлена на познание себя через других. В настоящее время увеличивается количество детей, которые имеют серьезные речевые нарушения, одним из которых является алалия. Неумение использовать речь в процессе общения создает специфические трудности, которые закладывают особенности личности ребенка с алалией и накладывают отпечаток на весь процесс общения в каждом возрастном периоде развития. К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что "все пройдет само". Увы, но нет. Эта проблема, которую нужно решать совместно педагогам, причем необходимо как можно раньше диагностировать речевые нарушения у ребёнка и начинать коррекционную работу.
Тихеева Е. И. [61] приводит факторы, которые максимально способствуют речевому развитию ребенка:
− обеспечение детям социального речевого окружения, которое бы соответствовало их возрастным интересам и приводило к постепенному расширению и обновлению их социальных связей;
− обеспечение условий для как можно более частого восприятия речи ребенком, предоставление ему возможности слышать речь и говорить;
− создание условий для детей, соответствующих уровню развития их ощущений, восприятия, представлений и накопленных ими образов;
− воспитание и обучение детей с алалией должны осуществлять лица, владеющие правильной, грамотной речью и обладающие мастерством в деятельности методического руководства процессом речевого развития у данной категории детей

   После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на начальных этапах работы не рекомендуется исправлять звукопроизношение) (Агранович Е.З., 2001). Любая попытка произнесения поощряется, подхватывается, ошибки не исправляются. Многие игры, представленные в этом разделе, основаны на методике М. Монтессори.

«Солнце-дождик». проводится с целью формирования речевой активности, звукоподражаний, развития навыков общения. проводится с группой детей. Взрослый предлагает детям погулять по лесу, греясь на солнышке, поясняя, что может начаться дождик, показывая большой зонт, сообщая, что под ним можно скрываться от дождика. Дети вместе со взрослым изображают прогулку по лесу (можно использовать фоновую магнитофонную запись с шумом леса): перешагивают через бурелом, оглядываются по сторонам, нюхают воображаемые цветы. Взрослый в это время постоянно произносит: «Солнце светит ярко. Уф, как жарко!», стимулируя детей к повторению мимики и междометия «Уф!». в определенный момент взрослый восклицает: «Дождик! Дождик! Все прячемся под зонтик»; раскрывает зонт. Игровой момент: не спрятавшихся под зонтик слегка опрыскивают из пульверизатора водой. Когда дети спрячутся под зонт, взрослый барабанит по зонту пальцами и произносит звукоподражание «Кап-кап. Как дождик капает: кап-кап». Затем снова взрослый произносит: «Солнце! Дождя нет! Уф, как жарко!» повторяется несколько раз. Игра «Насекомые». По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая по лет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок останавливается. Игра может использоваться при закреплении лексической темы «насекомые»: комар, оса и т. п.

Игра «Поезд». По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Ту-ту». Ребенку интереснее игра, сопровождающаяся аудиозаписью шума поезда.

Игра «Кораблики». Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветных губок для мытья посуды. Дуть на губки нужно произнося длительно звук «ф».

Игра «Обертки». Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани/бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названий предметов.

Игра «Птички». Взрослый: «Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути-ути), цыплят (цып-цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на локотки, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути-ути), цыплят (цыпцып).

Игра «Воздушный шарик». В дверном проеме или на люстре подвешивается воздушный шарик на такой высоте, чтобы ребенок мог его достать, подпрыгнув. Взрослый показывает ребенку, как лопнуть шарик, произнося при этом: «Опа!». Шарики взрослый и ребенок лопают по очереди.

Игра «Взбиваем пену». Проводится с целью активизации, вызывания слов «пена», «вода», «мыло». Для игры понадобятся: таз с водой, венчик, баночка с жидким мылом, две пипетки, губка, ведро, мыло (различных цветов и фактуры). Взрослый побуждает ребенка опустить руки в таз с водой, пошевелить ими, при этом эмоционально произносит «Смотри, вот вода! Ах, какая теплая вода!» Слово «вода» повторяется несколько раз с четкой утрированной артикуляцией, затем взрослый побуждает ребенка повторить слово «вода» по слогам и на распев. Взрослый вместе с ребенком берут пипетки, опускают их в жидкое мыло, взрослый несколько раз произносит слово «мыло», выделяя его интонационно: «Смотри, мыло! Вот мыло! Это мыло! Понюхай мыло! Набери мыло в пипетку», затем побуждает ребенка к произнесению слова «мыло»: «Давай вместе скажем: Это мыло!». Набранное мыло опускается в миску с водой, взрослый показывает ребенку как можно венчиком взбить пену, произнося: «Пена!», стимулируя ребенка к деятельности и речевой репродукции. Взрослый предлагает ребенку собрать пену губкой. По окончанию игры ребенку демонстрируются разные виды мыла, предлагается показать мыло определенного цвета, формы, угадать разные виды мыла по запаху, побуждая ребенка произнести слово «мыло». Итогом занятия может стать демонстрация мультимедийной презентации, включающей фотографии предметов, названия которых учились произносить.

Игра «Выжимаем губки». Проводится с целью сформировать навык речевого подражания, стимулировать звукоподражания «кап-кап». Взрослый ставит на стол две тарелки, в одной из них — вода, раскладывает губки разных цветов. Он опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом звукоподражание «кап-кап». Затем взрослый предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: «Возьми желтую (красную, синюю и т. д.) губку» (правой и левой рукой). Детям нравится эта игра, на таком эмоциональном фоне получается произнести звукоподражание. Когда ребенок сможет по подражанию воспроизводить слова определенной слоговой структуры, можно повторять эту игру, стимулируя ребенка к произнесению слов: «вода», «губка», «капает».

Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки». Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие — на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» — «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я».

Игра «Рыбалка». Ребенок достает бусинки ложкой из стакана с водой. Взрослый спрашивает: «Что у тебя получится, что ты достаешь?», стимулируя ребенка к произнесению слова «Бусы».

Игра «Катушка». Ребенок наматывает разнообразные нитки (толстые, разной фактуры) на катушку, взрослый стимулирует ребенка к сопряженному произнесению слова «нитки» или «нити».

Игра «Силач». Ребенок сжимает и разжимает эспандер, взрослый эмоционально сопровождает его действия речью: «Ух! Какой сильный! Ух!», стимулируя ребенка к произнесению «ух».

Игра «Машинка из одеяла». Ребенок садится на коврик или одеяло, получая в руки что-то, имитирующее руль. Ребенку объясняют, что он едет на машине и нужно «сигналить», произнося «би-би». Взрослый, взяв одеяло за два угла, катает ребенка по комнате, стимулируя его к произнесению звукоподражания. Взрослый предлагает ребенку попрощаться с игрушкой, уезжая из комнаты: «Пока!», стимулирует к воспроизведению жеста.

Игра «Замок». Ребенок и взрослый соединяют пальцы рук в «замок», на слова «чик- чик» (открываем замок) — разъединяют руки. Взрослый стимулирует ребенка к повторению жеста и звукоподражания.

Игра «Матрешки». Проводится в подгрупповой форме. Каждому ребенку выдается разобранная матрешка (пирамидка). Дети наперегонки (можно с закрытыми глазами) собирают матрешку. Кто собрал произносит: «Все!». Выигравший получает приз.

Игра «Что пропало?». На столе перед ребенком выкладываются предметы: бусы, часы, весы, вата. Взрослый просит ребенка закрыть глаза, прячет один предмет, после чего просит ребенка угадать: «Что пропало?» (указать жестом или вербально). Обращаем внимание на то, что не следует задавать вопрос: «Чего нет?», потому как ответ требует склонения слова, которое не доступно ребенку на этом уровне речевого развития. Игра проводится при закреплении всех лексических тем с целью актуализации лексикона.

Игра «Волшебный шкафчик». Для игры понадобится «шкафчик» из склеенных спичечных коробков, либо маленький шкафчик с большим количеством ящиков (подобные представлены в ассортименте компании ИКЕА). На глазах у ребенка в один из ящиков взрослый прячет маленькую игрушку или предмет: пух, боты (кукольные), кофе, люфа, соль и т. д. Ребенку предлагается вспомнить, в какой ящик спрятан тот или иной предмет, достать его и назвать. Игра способствует развитию зрительного внимания и памяти.

Игра «Футбол». Ребенку необходимо закатить мячик (ватный шарик), подув на него или просто руками в сооруженные из кубиков ворота. Взрослый восклицает: «Гол!», «Мяч!», «Ура!», побуждая ребенка к повторению слова.

Игра «Пыль». Взрослый показывает ребенку, как можно с помощью палки, руки выбивать пыль из вещей, обращая внимания ребенка на летящие пылинки, произнося: «Пыль! Смотри, Вот пыль!». Игра способствует снятию эмоционального напряжения, преодолению агрессии.

Игра «Весы». Для закрепления слова «весы», стимуляции его появления проводятся игры с различными весами (безменом, кухонными, напольными). Ребенку предлагается взвешивать различные предметы, следя за стрелкой на весах. Взрослый спрашивает ребенка, что они используют, чтобы определить, насколько тяжелый предмет — «Весы!».

Игра «Пых». Для игры понадобятся свечи и резиновые игрушки с удаленными свистульками. Взрослый показывает ребенку, как с помощью игрушки можно задуть горящее пламя свечи, стимулируя к произнесению «Пых!» в этот момент. Взрослый показывает, что

задувать свечу можно длительно или дискретно, стимулируя тем самым развитие дыхания.

Игра «Буль-буль». Переливание жидкостей из «интересных» для ребенка емкостей: цветных бутылочек; баночек, оклеенных разными камушками и т. п. Переливание жидкостей сопровождается звукоподражанием: «бульбуль». Если ребенок во время игры проливает воду, можно стимулировать его к произнесению междометия «Ой», слов «мокро, сухо».

Игра «Фонтан». Подставляя палец, ложку под струю воды из-под крана получается «фонтан» — для закрепления слова в лексиконе ребенка желательно показать различные фонтаны в городе. Ребенка побуждают к произнесению звукоподражания «пш-ш-ш» в момент игры в «фонтан».

Игра «Пена». Ребенок вслед за взрослым дует через трубочку в миску с водой с разведенным в ней мылом. При появлении мыльных пузырей взрослый эмоционально восклицает: «Пена!», побуждая ребенка к повторению.

Игра «Ком». Взрослый совместно с ребенком скатывает ком из листов старой газеты, журнала, произносит слово «ком», предлагает ребенку бросить его об стену. Действия повторяются несколько раз. Игра способствует снижению агрессии.

Игра «Снег». Ребенок дует на кусочки ваты, раздувает их по комнате. Взрослый показывает, как волшебной палочкой превратить вату в снег: нужно произнести волшебные слова шепотом и громко: «Вот вата», «вот снег».

Игра «Дождь-град». Взрослый перед началом игры демонстрирует ребенку мультимедийную презентацию с видеофрагментами дождя и снега, различными изображениями, сопровождает показ эмоциональным комментарием. Затем взрослый берет различные крупы, сыплет ими на разные участки тела ребенка (голову, руку и т. п.) и экспрессивно восклицает: «Ой, град! Ой!» (сыплет фасоль); «Ой, снег! Ой!» (сыплет сахар). Взрослый стимулирует ребенка к произнесению междометия «ой», предлагая поменяться ролями.

Игра «Салют». Взрослый совместно с ребенком подбрасывает вверх бусинки, мелкие детали конструктора, эмоционально восклицая: «Салют! Ура! Салют». В конце игры взрослый совместно с ребенком собирает разбросанный материал в коробку.

Упражнение «Перетягивание веревки». Взрослый и ребенок берутся за разные концы веревки (полотенца, подушки) и начинают перетягивать ее в свою сторону, при этом взрослый эмоционально восклицает: «Отдай!», «Дай!».

Игра «Алло». Родители, используя простой мобильный телефон, покрывают лаком одну из кнопок «памяти» на телефоне (по этой кнопке ребенок может дозваниваться любому из близких людей). Родители стимулируют ребенка к звонку и произнесению слов «Алло!»,

«Привет», «Это я». Можно обучить ребенка крутить диск от старых телефонов, в этом случае будет вырабатываться умение противопоставлять указательный палец, что способствует подготовке руки к рисованию и письму.

ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

1. Широко открываем рот, громко поём:- А-а-а!

- Как мама укачивает малыша?- А-а-а!

2. Округляем губы, громко поём:- О-о-о!

- Как плачет мальчик, у которого болит зуб?- О-о-о!

3. Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:- У-у-у!

- Как гудит паровоз?- У-у-у!

4. Растягиваем губы в улыбку, громко поём:- И-и-и!

- Как кричит лошадка?- И-и-и!

5. Дети заблудились в лесу. Они кричат:- Ау! Ау!

6. Малыш плачет:- Уа! Уа!

7. Ослик кричит:- Иа! Иа!

2.Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и опускается по лесенке (повышение и понижение тона): - А-а-а!  -   О-о-о!    И т.д.

2. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:- А-о-у-и! - У-а-и-о!   И т.п.

3. Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:

- Как мама укачивает малыша?- А-а-а!- Как гудит паровоз?- У-у-у!   И т.п.

Звукоподражание 

1. Это корова. Корова мычит:                 4. Это овечка. Овечка кричит:

- Му-му-му!                                          - Бе! Бе! Бе!

- Как мычит корова?                            - Как кричит овечка?

2. Это коза. Коза кричит:                         5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:

- Ме-ме-ме!                                          - Пи! Пи! Пи!

- Как кричит коза?                              -  Как пищит цыплёнок?

3. Это кошка. Кошка кричит:                 6.  Это собака. Собака лает:

- Мяу! Мяу!                                         -  Ав! Ав! Ав!

- Как кричит кошка?                          -  Как лает собака?

Литература:

Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с.

М. И. Лынская. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий»

Гутник Е. П. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017

Категория: Мои статьи | Добавил: педагог19 (26.12.2019)
Просмотров: 501 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz